Меню

Божия Матерь Державная с предстоящими Серафимом Вырицким и Иоанном Кронштадтским

Державная икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. В тяжелые дни люди обращаются к церкви и Богу с просьбой о помощи. Одним из святых, к образу которого идут граждане, является Иоанн Кронштадтский. Биография священнослужителя Иоанна началась в тот момент истории, когда осталось мало верующих. Изначально проповедник скрывал образ жизни аскета. Но находился в посте и неустанных молитвах к Богу. Кронштадт на тот момент стал местом высылки провинившихся граждан. В городе жили много чернорабочих, зарабатывающих в портах и живущих в землянках. Процветало богохульство и неверие, ночью небезопасно было ходить по улицам.

Но в этих людях Иоанн видел надежду. Он каждый день ходил по жилищам, помогал, чем мог, отдавал последнее. Проповедник своей пастырской любовью превращал опустившихся «босяков» в людей. А они в ответ открыли святость Иоанна Кронштадтского. Вскоре у Иоанна открылся дар. Появлялись желающие стереть из памяти потомков факты чудес, совершенных священником, но остались записи, подтверждающие силу молитвы святого. Обрушившаяся слава на Иоанна Кронштадтского стала для него трудом. Куда бы он ни приехал, батюшку окружали почитатели. Создавались сложности при передвижении и угроза безопасности. В октябре 1894 года Иоанн прибыл к умирающему императору Александру III. В последние часы жизни императора приложил руки к голове государя. После этого популярность батюшки достигла небывалого роста. Иоанн принял участие и в священном короновании Николая II. В конце жизни у Иоанна Кронштадтского появился дар предвидения. Он предсказал дату своей смерти. Батюшка предупреждал, что для России наступят сложные времена, когда у народа отнимут царя и к власти придут жестокие правители. По сей день к мощам чудотворца приезжают люди из разных городов.

После падения империи Русская Церковь, наконец, встала во главе своего народа. В грозные дни русской революции благословением Самой Божией Матери было восстановлено патриаршество – сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского. Первым Патриархом стал митрополит Московский Тихон. Патриарх Тихон необычайно чтил Державную икону. Вся глубина понимания, любовь к страждущей Отчизне и народу ее, высочайший песнотворческий дар Святителя Тихона выразились во вдохновенном творении – акафисте явлению иконы Божией Матери Державной, в составлении которого принял участие Патриарх. С надеждой и покаянным трепетом начал верующий народ молиться пред Державной иконой Божией Матери по всей России, а сама икона в многочисленных списках украсила православные храмы. Повсюду читали и пели акафист и канон иконе, вместе с которыми в храмах, домах, и монашеских кельях читалась молитва патриарха Тихона о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений. Но прошло несколько лет, и жестокие гонения обрушились на почитателей Державной иконы. Тексты служб и акафистов, списки иконы изымались из храмов и у верующих, многие были арестованы, сосланы, расстреляны. Сам первообраз был изъят властями, и судьба его долгие годы была неизвестна. Недолго пребыл Державный образ Божией Матери с людьми, ибо велика бездна, отделяющая человека от царского достоинства, к которому он призван. По этому образу мы видим, каким должен был стать человек и сравнить с тем, каким он стал. Духовенство, верующий народ и Русская Церковь оказались сильнее своих гонителей. Храмы не опустели, вера сохранилась. Жизнь в гонимой Церкви укрепила веру в победу и надежду на милосердие Божией Матери к детям Своим.

Наверх